proaudioacustic Posted February 1 Share Posted February 1 Сразу скажу что дилетант в ламповой схемотехники, с лампой имею дело впервые, сильно если что не ругайте. Для построения выбрал знаменитую схему Анатолия Манакова, но лампы и напряжения хочу использовать другие. Конкретно 6с5с в драйвере и выходную Г-1625. питание на выходе Кена до дросселя 500 вольт. Кенотрон 5Ц3С свой для каждого канала, но с общей анодной обмоткой и раздельными каналами. Выходной трансформатор на нагрузку 16ом, приведенка 4.6-5ком. по постоянному току 100 ом. Ктр ~ 17. сечение магнитопровода 14 см/кв. предыдущий хозяин трансформаторов сказал что мотались они под лампу 2А3. (так же рассматриваю вариант перемотки если понадобится) Собственно в чём нуждаюсь в помощи, не могу определиться с режимами (номиналами резисторов) пытаюсь вникать, читаю различные форумы, документацию и чем дальше в лес тем больше каши в голове. Опят же, не намотав дроссель, (что предстоит еще сделать), не могу точно сказать какое будет основное питание, но расчитываю что упадет под нагрузкой не меньше 450в. Читая форумы нашел такое высказывание что эта лампа раскрывается с 450 вольт на аноде, сейчас даже не скажу где это было как то мельком в какой то большой ветке пару постов от человека Так же еще вопросик: насколько преимущественнее дроссель с отводом от середины на котором висит еще один эл-лит по сравнению с классическим дросселем? Так вроде бы сумбурно накидал затею в пару строк. по ходу продвижения проекта уже будет видно что к чему. Из жализяк практически все в наличии или уже в пути. в последующем еще планируется различные стрелочки тока катодов, лампадки моргалки типа 6е1п и прочая косметическая составляющая. Хотелось бы соблюсти условие которое обозначено в скобках, в названии темы. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Gegen Posted February 1 Share Posted February 1 Подумаем... 1625 ; Ра=25Вт, 450В для передатчиков, в УНЧ не стОит задирать напряжение питания Еа свыше 400В, лучшим будет около 375В при токе покоя порядка 70-75мА. Номинал катодного резистора ~360 Ом 5Вт. Резистор в экранной сетке 100-150 Ом 0,5-1Вт. Амплитуда напряжения раскачки порядка 25В. Максимальное сопротивление R6-500k, реально порядка 330-360к. 6C5С ; Мю-20, динамич коэф усиления-14. Устроит??? R5=7-8k, R4=36k, R3=0.75-0,8k, ток покоя 1й лампы~5,5 mA, Uk-4V R2~500k. Преимущественнее в среднем в 4р. Анатолий Манаков. МАИ, ака Гэгэн. 2 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 Анатолий, Спасибо огромное, если честно не ожидал что лично вы ответите, но надеялся. Очень благодарен Вам!!! Вообщем буду отталкиваться от ваших расчетов. Сейчас у меня пока подготовительный этап. скоро должны подъехать панельки ламп, конденсаторы, регулятор громкости, электрокартон, лакоткань итд. по приезду с вахты после 20-го нужно будет еще измерить железо, заказать каркасы для силового трансформатора и дросселей. ну и до всего прочего заказал проигрыватель Б1-01 и головку к нему Ortofon 2M-Blue. Как то резко меня передернуло и загорелся виниловым/ламповым направлением. следующим может параллельным в реализации ламповым устройством будет фонокорректор. если амплитуда раскачки выходной лампы 25в и коэф. первой 14. то при входных амплитудных 2в я думаю хватит с головой. источником будет или ЦАП Lynx D78, или тот же будущий фонокорректор в котором я думаю можно заложить 2в выходных. По дросселю еще такой вопрос. если с отводом от середины, то половинки мотать друг за другом, друг на друга по условно количеству витков или же поставить перегородку посередине каркаса и намотать их отдельно? На днях причешу схему и добавлю в неё части вышеупомянутых моргушек Меня Николай зовут. Насколько я наслышан вы из Сургута. Сам я с Покачей. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Gegen Posted February 1 Share Posted February 1 6С2С и 6С5С - хорошие лампы, но К=14, думаю, маловат. Можно драйвером поставить 1/2 6Н7С с Мю-35 или 6Ж3 в триодном вкл с Мю-35. 2й вариант, наигравшись с 6С2С, через переходник 8/9 поставить девятиштырьковые 6С3П или 6Ж9П-49П или 6Ж10П в триодном вкл. Половинки дросселя можно мотать друг за другом, друг на друга. Удачи! 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
johnson1496 Posted February 1 Share Posted February 1 Дроссель с отводом от середины и кондером в центре не рекомендую. Почему-то звук хуже, да и улучшение фильтрации не сильно заметно. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 59 минут назад, Gegen сказал: 6С2С и 6С5С - хорошие лампы, но К=14, думаю, маловат. Можно драйвером поставить 1/2 6Н7С с Мю-35 или 6Ж3 в триодном вкл с Мю-35. 2й вариант, наигравшись с 6С2С, через переходник 8/9 поставить девятиштырьковые 6С3П или 6Ж9П-49П или 6Ж10П в триодном вкл. Половинки дросселя можно мотать друг за другом, друг на друга. Удачи! Хорошо, спасибо. Поиграюсь, опробую варианты. 30 минут назад, johnson1496 сказал: Дроссель с отводом от середины и кондером в центре не рекомендую. Почему-то звук хуже, да и улучшение фильтрации не сильно заметно. Отпаять кондер и использовать дроссель в классическом виде не составит труда. сравним, опробуем, измерим пульсации и все в таком духе. опять же ух у нас у всех разный. будем пробовать, будем посмотреть. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Dilin Posted February 1 Share Posted February 1 (edited) В старые времена, дроссели ,из двух катушек на одном сердечнике ,включали так ,я так делал себе в ресивер когда БП тюнера переделывал ,можете провести эксперимент ,если сделаете отдельные выводы катушек Edited February 1 by Dilin 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted February 1 Share Posted February 1 Маловат здесь будет мю 20 для драйвера, как уже раньше замечено. И не совсем понятно - к чему бы Вам ставить два таких мощных кенотрона. 5Ц3С в одно грызло потянет оба канала. Если надо непременно два - 5Ц4С можно поставить, тем более что усилительные лампы у Вас косвеннонакальные и в строгую прямонакальность тракта играть незачем. 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 1 час назад, Dilin сказал: В старые времена, дроссели ,из двух катушек на одном сердечнике ,включали так ,я так делал себе в ресивер когда БП тюнера переделывал ,можете провести эксперимент ,если сделаете отдельные выводы катушек Да, вывода будут однозначно отдельные, то что написал "отвод" выше, грубо говоря условно. Ваша схема получается своего рода бифилярная катушка. Почему бы и нет, маневры позволяют. Вообще особо иллюзий не питаю к звучанию, особенно как к первому ламповому устройству. Запилю шасси, моточные устройства. Что бы была база, основа. Там уже с рассыпухой поиграюсь. Сейчас же пока с нетерпением жду окончания вахты и посылок с ништячками. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Gegen Posted February 1 Share Posted February 1 Дроссели Д делали с двумя катушками, меньшая включалась встречно для уменьшения намагниченности сердечника при токах, близких к максимальному. Например Д31-5-0,14 5Гн 0,14А. Катушка с выводами 1-2 имеет активное сопротивление 200 Ом, катушка с выводами 3-4 активное 23 Ом. 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 (edited) 1 час назад, KAA сказал: Маловат здесь будет мю 20 для драйвера, как уже раньше замечено. И не совсем понятно - к чему бы Вам ставить два таких мощных кенотрона. 5Ц3С в одно грызло потянет оба канала. Если надо непременно два - 5Ц4С можно поставить, тем более что усилительные лампы у Вас косвеннонакальные и в строгую прямонакальность тракта играть незачем. по поводу мю учту. я так понимаю что от этого будет зависить максимальная мощность? если да то она на последнем месте, иначе бы акцентировал это в первом посте. Для мощности у меня где то в закромах ГУ50 лежат и собрать на них возможно в далеком будущем какой нибудь обкатанный PP. А так с мощностью наигрался, на плате собрал 1200ватт и интерес пропал так и лежит без дела 5ц3с у меня 7 штук, почему бы и нет?, (а 5ц4с кобры всего 2шт. (припасены для 6н9с+6п6с)), + возможно это какие то мои личные предрассудки заложенные в голову полупроводниковой схемотехникой, что источник питания должен иметь как можно меньшее внутреннее сопротивление. 2 ком против 4.7 ком, а если два отдельных выпрямителя то и того меньше. возможно в ламповой это не так. Опять же 2 красивых лампы на панели, визуальная симметрия. габаритами и весом я не ограничен. Про прямонакальность не совсем вас понял Edited February 1 by proaudioacustic Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Gegen Posted February 1 Share Posted February 1 5Ц3С - лампы прямого накала с временем разогрева - 5сек, внутреннее сопротивление ~ 200 Ом, 5Ц4С лампы с косвенным накалом, время разогрева около 30сек, внутреннее сопротивление ~ 150 Ом. От Мю драйверной лампы будет зависеть чувствительность усилителя. 4 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 4 минуты назад, Gegen сказал: 5Ц3С - лампы прямого накала с временем разогрева - 5сек, внутреннее сопротивление ~ 200 Ом, 5Ц4С лампы с косвенным накалом, время разогрева около 30сек, внутреннее сопротивление ~ 150 Ом. От Мю драйверной лампы будет зависеть чувствительность усилителя. Так, теперь понял, что до этого не правильно понял. пойду подтяну еще немного свои познания, почитаю. в тех документации переведены насколько я помню значения выше мною приведенные. просто некому было ткнуть носом. значит не на то обращал внимание. не ругайтесь на меня))) просто помимо знать нужно еще чтобы и понимание пришло. С драйверной лампой решим чуть позже уже в железе, перепаять пины на панельке или сделать переходник. сделаем вообщем. Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 (edited) При выборе кенотрона частично опирался на это видео: https://www.youtube.com/watch?v=FnV9aLEolvs может как то поперек смотрел его, но действительно при практических испытаниях просадка напряжения у 5ц4с меньше и опять же читая различные форумы каждый тянет одеяло в свою сторону, кому нравится звучание 5ц3с, кому 5ц4с. Распиновка у них одинаковая и при токе 80мА разница в просадке составляет 15 вольт, могу домотать отвод на ТА для компенсации разницы, все равно мотать, можно ЛАТРом покрутить. в зависимости что понравиться больше то и оставить. Ну а так, да, отталкиваться буду теперь от 5Ц4С Edited February 1 by proaudioacustic Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted February 1 Share Posted February 1 1 час назад, Gegen сказал: От Мю драйверной лампы будет зависеть чувствительность усилителя. И динамический диапазон. 1 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
KAA Posted February 1 Share Posted February 1 8 минут назад, proaudioacustic сказал: действительно при практических испытаниях просадка напряжения у 5ц4с меньше и опять же читая различные форумы каждый тянет одеяло в свою сторону, кому нравится звучание 5ц3с, кому 5ц4с. У них внутреннее сопротивление меньше. И к слову, 5Ц3С у Вас на схеме изображены неверно - в них нет подогревного катода косвенного накала. Хорошо звучат и те, и те. 5Ц3С вообще удачный кенотрон, весьма любимый забугорниками. Это одна из тех немногих старых отечественных ламп, у которой нет прямого американского аналога и которая со своими аналогами способна не только "потягаться", но и превзойти некоторые из них. 5U4G, будучи аналогом по параметрам, имеет совсем иначе конструктивно устроенный катодный узел. Разница сразу видна снаружи: аноды у 5U4G длинные и узкие, у 5Ц3С - короткие и широкие. Большинство "рядовых" моделей 5U4 имеет очень простой V-образный катод из профилированной ленты, и модели с "подвешенным" катодом (hanging filament) стоят дороже, чем с пропущенным через слюдяной изолятор (хотя у таких бывают хитрые "лестничные" конструкции, "развязывающие" катод от основного крепёжного изолятора). Давно подмечено, что прямонакальные лампы с хорошо амортизированным и конструктивно упруго натянутым катодом звучат лучше. ХЗ почему, но лучше. Конструкция катодного узла 5Ц3С принципиально обеспечивает более равномерное распределение напряжённости поля в лампе, чем у 5U4. Теперь что касается мощности источника питания. Опять-таки давно подмечено, что "силовые" лампы с оксидным катодом - кенотроны, мощные усилительные - при полном допустимом конструктивном токоотборе (и близком к нему) звучат лучше, чем при малом, хотя срок их службы при этом меньше (если не брать совсем маломощные режимы, при которых происходит "отравление" катода). Природа этого явления ясна и никакой эзотерики не содержит: при полном токоотборе меньше и равномернее сопротивление керна оксидного катода, равномернее поле, стабильнее электронное облако, меньше его пульсации. А срок службы обеспечивается применением мер к тому, чтобы при включении холодной лампы не было броска тока накала. 4 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 1 Author Share Posted February 1 Только что, KAA сказал: в них нет подогревного катода косвенного накала. Да, это я заметил разглядывая внутренности лампы. и немного в голове возникал диссонанс (где он, катод?) Вы внесли ясность, очередной пазл в голове у меня сложился. Сейчас в сети очень много мусора, название поменяли а элемент перерисовывать поленились, что вводит в заблуждение тех кто хочет примкнуть и разобраться, и я стал по незнанию очередным распространителем неверного графического обозначения. Схемы эти я так же выдернул из сети, и немного подретушировал в паинте. 12 минут назад, KAA сказал: Хорошо звучат и те, и те. 5Ц3С вообще удачный кенотрон, весьма любимый забугорниками. Это одна из тех немногих старых отечественных ламп, у которой нет прямого американского аналога и которая со своими аналогами способна не только "потягаться", но и превзойти некоторые из них. 5U4G, будучи аналогом по параметрам, имеет совсем иначе конструктивно устроенный катодный узел. Разница сразу видна снаружи: аноды у 5U4G длинные и узкие, у 5Ц3С - короткие и широкие. Большинство "рядовых" моделей 5U4 имеет очень простой V-образный катод из профилированной ленты, и модели с "подвешенным" катодом (hanging filament) стоят дороже, чем с пропущенным через слюдяной изолятор (хотя у таких бывают хитрые "лестничные" конструкции, "развязывающие" катод от основного крепёжного изолятора). Давно подмечено, что прямонакальные лампы с хорошо амортизированным и конструктивно упруго натянутым катодом звучат лучше. ХЗ почему, но лучше. Конструкция катодного узла 5Ц3С принципиально обеспечивает более равномерное распределение напряжённости поля в лампе, чем у 5U4. Теперь что касается мощности источника питания. Опять-таки давно подмечено, что "силовые" лампы с оксидным катодом - кенотроны, мощные усилительные - при полном допустимом конструктивном токоотборе (и близком к нему) звучат лучше, чем при малом, хотя срок их службы при этом меньше (если не брать совсем маломощные режимы, при которых происходит "отравление" катода). Природа этого явления ясна и никакой эзотерики не содержит: при полном токоотборе меньше и равномернее сопротивление керна оксидного катода, равномернее поле, стабильнее электронное облако, меньше его пульсации. А срок службы обеспечивается применением мер к тому, чтобы при включении холодной лампы не было броска тока накала. Это интересно, нужно переварить теперь, закрепить. Про полный токоотбор я понял Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
proaudioacustic Posted February 3 Author Share Posted February 3 01.02.2023 в 13:59, Gegen сказал: в УНЧ не стОит задирать напряжение питания Еа свыше 400В, лучшим будет около 375В при токе покоя порядка 70-75мА Вопросик такой возник, 375В на аноде лампы относительно массы или катода? Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Gegen Posted February 3 Share Posted February 3 Еа - напряжение питания +, - ; относительно "массы". Ua - напряжение на аноде относительно "массы", Uak - напряжение анод-катод лампы, Uk - напряжение на катоде относительно "массы". 2 Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.