Jump to content
SONUS - сообщество

Токовое управление АС ламповыми безоосными усилителями.


Recommended Posts

В теме будут рассматриваться именно безоосные варианты комплексов УМЗЧ-АС, в которых усилитель имеет выходное сопротивление (Rout) в разы, или на порядки большее, чем номинальное сопротивление АС. 

В качестве первого примера работающая основным комплектом связка двухполосной АС с фильтром и акустическим оформлением  под управление током, и укороченный, двухкаскадный  вариант РР усилителя на октальных лампах с ТВЗ от "Симфонии", в ультралинейном включении.  Измеренное  Rout усилителя 34 Ом, Номинальное сопротивление АС 8 Ом.  Оформление АС - ЗЯ. 

АС_т_фильтр_.jpg

Схема_РР_ 6П6С_Віталія.jpg

Edited by Svjatoslav
Link to comment
Share on other sites

Для полной красоты R3 надобнобы сто десять килоОм. Как в старых Маршалах...
Неужели тридцать четыре Ома? Мне "на глаз" показалось, будет раза в три поменьше, но я подобное делал на ГУ-50 и там было отнюдь не двадцать два процента или сколько там канонiчьно, я запамятовал, а сколько получилось, то есть больше. 

Link to comment
Share on other sites

Ультралинейный усилитель НЕ есть "безоосный". Когда 2е сетки будут подключены на + напрямую, тогда можно будет его считать таковым. И, кстати, ФИ как он у Вас нарисован, станет работать лучше. Он не для случая триодов или ул. 

Link to comment
Share on other sites

Схема винтажная, "стартовая", простейшая, практически стандартная, образца 30-х годов. Кроме некоторых незначительных, но очень нужных особенностей.

В СРПП  внедрён ГСТ на высоколинейном германиевом транзисторе, позволивший выбрать в драйвер более токовую лампу, с более низким внутренним сопротивлением, и повысить усиление  первого каксадад в полтора раза, в аккурат до требуемого уровня. Вследствие  чего повысилась выходная мощность, а клиппинг стал более плавным, и менее заметным на слух. 

В катоде первого по ходу сигнала триода установлена  корректирующая ёмкость, компенсирующая спад АЧХ за звуковым диапазоном, подправляющая ФЧХ. Её номинал можно подбирать, в зависимости от свойств конкретных ТВЗ. Выходной трансформатор в самом простом случае - доработанный доматыванием секции вторички "народный" ТВЗ-1-9. В катоде выходной лампы работает металлобумажная ёмкость сравнительно  небольшого   номинала 30 или 55 мкФ. Ёмкость ограничена сознательно, для организации местной ООС на нижнем краю рабочего диапазона. Межкаскадную ёмкость желательно держать номиналом повыше, 0,47...2,2 мкФ, ориентируясь на выходное сопротивление СРПП каскада, а не на резистор утечки выходной лампы. В качестве которой может быть использованы лампы 6П6С, 6Ф6М1, и их аналоги. 

Совместно с усилителем рекомендуется использовать АС на широкополосных головках, с чувстивтельностью не менее 90 дБ/Вт/м. Сегмент использования усилителя - для ближнего поля, например,  прикомпьютерный.  Или как  усилитель "для спальни", для фонового,  приятного, "тёплого"  прослушивания фонограмм. 

IMG_6711.JPG

IMG_6712.JPG

IMG_6714.JPG

Схема_SE6Ф6С_.jpg

Edited by Svjatoslav
  • Like 1
  • Thanks 1
Link to comment
Share on other sites

  • Svjatoslav changed the title to Однотактный, октальный, с ГСТ, - SE6Ф6С.

Кто-нибудь объяснит, почему моя отдельная тема по однотактнику  SE6Ф6С оказалась ликвидированной, а её содержание переместилось сюда,  в не подходящую для неё тему? 

А ведь некто твёрдо обязывался не удалять темы, по "старой доброй" традиции АП. 

Edited by Svjatoslav
правка
Link to comment
Share on other sites

Форум audioportal.com

Цитата:
Сообщение от  Stradivari.
ООС пентоднику не нужна, он лучше звучмит.

Crypt .
Казуистика.
ООС пентодному усилителю нужна для согласования с динамиком. 
БезООСый пентодник с динамиками (в том или ином акустическом оформлении) издает неуправляемый бубнеж и гундеж, который нравится тупо и тугоухим. 
Нужно предусмотреть на уровне схемы и монтажа возможность правильного введения ООС, а сколько ее нужно - решать при расчёте и настройке.
-------------
Цитата:
Сообщение от Древний юзер:  
вы еще не поняли почему пентодные усилители без ООС побеждают?
Лучше быть хорошим дилетантом, чем плохим профессионалом. 

КАА
Кого побеждают? Где? 
Там, где "штучный" усилок с принципиально неповторяемыми параметрами, уползающими при прогреве на двадцать градусов и изменении сетевого напряжения на три вольта фиг знает куда, 
стыкуется с такой же "неповторимой" АС со столь же принципиально неповторяемыми параметрами? Когда выходное сопротивление пентодника без ООС в десять - двадцать раз больше сопротивления АС.
Усилки "без ООС" где-то там "побеждают" просто потому, что у многих т.н. "разработчиков" просто не хватает инженерной квалификации грамотно спроектировать и построить усилитель, а тем более - 
транс грамотно изготовить (поскольку покупными изделиями серьёзных производителей - будь они хоть самого высокого качества - они принципиально не пользуются, причём не могут связно, без "сущностей", объяснить, почему именно), хотя и так ясно - из экономии. 
А на две-три лампы, три-четыре резистора и один-два конднсатора (не считая БП) мозгов с трудом хватает, да к тому же там такая вкусная вторая гармоника процентов десять  если не больше и хвост, не умещающися в экран анализатора, - сла-адко!..

Плохим профессионалом быть невозможно, это реникса. 
Профессионалом можно или быть, или нет.

 На моё имхо, реализация адекватного усилителя на пентодах без ООС невозможна. 
Вопрос в правильной реализации обратной связи, как и всего остального, впрочем.

Fakel:
Гопода, сделавшие полтора усилителя и почувствующие себя великими спецами-леонардо-творцами, гнущие пальцами и трясущие яйцами над безооссыми пентодниками. 
ООС пентодному усилителю нужна для уменьшения выходного сопротивления и согласования с динамиком и их совместной правильной работы. 
БезООСый пентодник с динамиками (в том или ином акустическом оформлении) издает неуправляемый бубнеж и гундеж, который нравится тупо и тугоухим попсятникам и реперам. 
Нужно предусмотреть на уровне разработки схемы и монтажа возможность правильного введения ООС, и возможность настройки.
Вот что пишет Кризе в своём учебнике:
"Недостатками оконечных каскадов на пентодах без ООС по сравнению с триодами являются 
большое выходное сопротивление, большие нелинейные искажения и худшая стабильность выходного напряжения."

U.L.F.
Tриодный усилитель всегда звучит естественнее и реалистичнее пентодного усилителя без ООС. Причём, разница эта настолько заметна, как заметна разница между мультипликацией и документальным кино. 
Пентодник без ООС, это сам себе исполнитель, интерпретатор и музыкальный инструмент, в одном лице. Доводилось слышать(и даже делать) ярко звучащие пентодники, но вот звучащих реалистично не доводилось. 
Даже в драйверных каскадах, пентод всегда слышно и он очень редко выигрывает у триодного каскада и применение пентода может быть оправданно лишь более высоким усилением. 
Есть конечно частности и исключения, когда пентод предпочтительней, например криво сведёные акустические системы и т.д.. 

Mik
Выходной импеданс пентодника без ООС практически полностью определяться параметрами выходника, будет иметь явно выраженную реактивность.
Попытки подключить к такому усю многополосную акустику с кроссоверами обречены, на неудачу. И это согласуется с моим опытом. 
У меня оно боле-менее звучало только с широкополосником, причём,  чем выше было сопротивлени динамика..

Сегей А
Общая добротность динамика состоит из механической и электрической, первая как правило много больше. 
Смысл демпфирования в том и состоит, чтобы с помощью электрической составляющей управлять общей. 
Электрическая составляющая может себя проявить только тогда , когда сопротивление генератора меньше сопротивления нагрузки, 
поэтому и считается демпфинг-фактор , как отношение сопротивления нагрузки к выходному.  Если он меньше 1 , то и происходит ухудшение электрического демпфирования динамика , 
а вместе с ним и общего, того которое было в правильно изготовленной акустической системе, на частотах ее резонанса конечно, 
неотделимого от музыкального материала .
Qts=(Qms*Qe)/(Qms+Qe)

Rezvoy
Раздемпфирование АС с пентодниками без ООС очень слышно в фазоинверсных системах, ни одна из тех, что довелось попробовать с пентодником полноценно не работала. 
По  уверениям ламеров, с пентодником отлично уживается открытая система, у меня под рукой ничего кроме щита и 4А32 не оказалось - звучит гадко. 
Лучше всего звучали закрытые ящики с теми же динамиками, с  демпфирующим материалом внутри.

J.Impro
Я иногда осмеливаюсь писать здесь, среди любителей пентодов без ООС. 
Ключевое слово у всех у них - интерес, интересное звучание. Речи об адекватности, естественности воспроизведения и не идет. Меня это не может устроить. 
Ничто так не может исказить замысел композитора, как пентод. Рождение новых созвучий в результате действия комбинационных тонов. 
Мне никто их этих любителей ни разу не возразил по сущесту,  и время от времени вновь заводят вновь шарманку об "интересном"  звучании этих кадавров.
Если вас не интересует адекватность музыкального произведения, воспроизведение  тонов, гармоник, имеющимся образцам звучания различных инструментов, то , 
конечно, давайте украсим фонограмму.  Что хочу, то и слышу,  и хвалю.

Stan Marsh 
Мы исключительно против попыток "обнаучить" преимущество пентода супротив триода, и стремлений расширить пентодное неофитство за счёт неокрепшей массы радиолюбителей.
=========
Впредь авторам: Подобные опусы будут удаляться, вместе с авторами.

Link to comment
Share on other sites

  • Gegen locked this topic
Guest
This topic is now closed to further replies.
  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...