Jump to content

АС для лампы на современных динамиках.


Recommended Posts

Очень часто приходится слушать что на современных динамических головках для лампового усилителя ничего хорошего не выйдет. Мол и чувствительность не та , и характер звучания и т.д.... Хочу поделиться конструкциями своих АС, которые у меня уже лет 5(ас учётом того, что раньше у меня редко что-то задерживалось больше чем на год, это большой срок) и менять их на что-либо в ближайшее время не собираюсь. Это конечно не идеал, но... мне нравятся и у меня прижились. Идея колонок была взята у известного Троэлса Гравесена. http://www.troelsgravesen.dk/JA8008.pdf

Но так уж сложилось, что очень сильно любимый Троэлсом ВЧ динамик Аудакс Tw-034 я уже использовал в более ранних своих конструкциях (http://ulfdiysound.ucoz.ru/publ/moi_stati/akustika/trjokhpolosnye_kolonki_v_vintazhnom_stile/4-1-0-25 )и он мне как-то не очень понравился именно по его подаче высоких частот. в данных конструкциях, почерпнув саму идею у Троэлса Гравесена, решил пойти по своему пути.

Итак: Ооформление TQWT.  Оно же "четвертьволновый резонатор с расширяющимся каналом". оно же "труба войта". У Троэлса не совсем оптимально для "трубы войта" установлен динамик. т.е. не на 1/2 от длины канала, как положено в этом оформлении. Но посимулировав в хорнреспе я пришёл к выводу, что такое расположение вполне имеет право на жизнь, тем более когда устье направлено в пол. Хорнресп же мне и подсказал, что если чуть уменьшить сечение канала и слегка укоротить канал, то  никакого проигрыша при этом практически не будет. Поэтому у меня корпуса сделаны чуточку компактней, чем у известного конструктора-акустика. Материал -  шлифованная фанера 21мм. Вся внутренняя поверхность канала обита слоем синтепона(с помощью мебельного степлера), а карман под динамиком полностью заполнен сильно распушенным синтепоном(плотность заполнения невысокая). Никакого дополнительного демпфирования фанерных стенок не применялось. Снаружи верхняя часть фронтальной панели и верх отделаны дубовыми реечками, вклеенными в отфрезерованные пазы, чтоб скрыть полосатые торцы фанеры(ну не нравятся они мне). На передней панели под мидбасом накладки из наборной дубовой доски. Это позволяет выдвинуть мидбас чуть вперёд для улучшения фазовой согласованности с высокочастотным динамиком.

              Пищалку "Сатори" применил, т.к. было много положительных отзывов в сети по этим относительно новым головкам с неодимовым магнитом. Они имеют довольно низкую резонансную частоту, хорошую чувствительность и... звучат неплохо. При этом категорически не хотелось ставить Audax TW034(см.выше). Правда, идя по пути Троэлса Гравесена пришлось избавиться от красивейших алюминиевых фланцев Сатори для того, чтоб поместить динамики в т.н. рупоры-волноводы. Многие спросят, а нужны ли они были вообще? Свести колонки наверное можно было бы и без них, но они cлегка поднимают чувствительность динамика в районе 1,5-3кГц. Тем самым позволяя сдвинуть раздел чуть ниже, при этом не увеличивая ход купола динамика и не вынуждая его работать  в неудобной области и с повышенными искажениями. Тут правда не любой динамик подойдёт, но с Сатори я вроде как не ошибся. Волноводы использовал Monacor WG300. При этом для пищалок сделал самодельные фланцы из 1,5мм алюминия для установки их в эти волноводы. Чуть подпилил и сами волноводы-рупорки по глубине(иначе горло у них маловато для купола пищалки с подвесом. Ещё залил внутренние полости рупорков эпоксидной смолой, что придало им дополнительную жёсткость и вес.

s78394126.jpg.e56da2fb13b69faa94000dc03edcaa68.jpg

s30624371.jpg.b0bd0d05d11f1307ab668bada10c2eaf.jpg

s64290154.jpg.80e426c9b505a968fe9371b01f2180bb.jpg

 

 

Колонки проектировались именно под ламповый усилитель и подходят к лампе и по чувствительности и по мягкому, детальному и ненадоедливому характеру звучания. 

Сводил на свой вкус по "Спектралабу".  Кроссоверы вышли к сожалению чуть сложней, чем изначально хотелось. Но главное ведь звучание, в конце концов. Фазировка динамиков по замерам минимальных изменения на аЧХ при отклонении микрофона от оси замера.

Вот что у меня получилось:

 

s86297668.jpg.5cf5089910855a4819b0a6ad5523181b.jpg

s07142706.jpg.c3123c3ad2b4e42932630e41490cb7ed.jpg

s53267927.jpg.5a8f7c54000b034d9b3010a20ef189e2.jpg

 

84244022.thumb.jpg.16dff69a51e2a9366ba188320f1cabf8.jpg

s02965825.jpg.0748a5a1f4be5601592be7d386ca1db6.jpg

s06863169.jpg.5c5d47bb448c350524f290eed9fa5940.jpg

s57019865.jpg.4d4e95727a28f34f4fbdc412bad1e078.jpg

 

 

Edited by U.L.F.
  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

p/s: 

Эти колонки играли у меня почти два года и всё вроде нравилось. Но потом ко мне попали высокочастотные динамики Monacor DT-300 ( https://www.monacor.com/products/components/speaker-technology/hi-fi-tweeters/dt-300/ ) и решил попробовать заменить "Сатори" на эти "пищалки", т.к. параметры монакорчиков уж больно интересны именно для экспериментов с низким разделом в двухполоске.

В своё время про них очень неплохо отзывался Троэлс Гравесен и предлагал их доработку с целью использования в высокочувствительных двухполосных проектах с низким разделом полос.

В дополнение к динамикам , мной была куплена на ибэй дополнительная пара оригинальных монакровских рупоров WG-300, которые подходят к этим головкам без всяких доработок и переделок.

Доработку самих динамиков сделал по рекомендации Троэлса из статьи (http://www.troelsgravesen.dk/C17_II.htm ) . Т.е. удалил магнитную "жижу" из зазора и поменял звукопоглотитель под куполом.

После настройки, кроссовер с этими динамиками принял такой вид:

s17665514.jpg.0f9a99e7a7affe3ee44de05b30b1294a.jpg

Скажу честно, что звучание с новым твиттером, не смотря на его бюджетность, мне понравилось больше, чем с "Сатори". Всё-таки т.н. "ринградиаторы", т.е. динамики не с купольным, а с кольцевым излучателем, коим и является вышеупомянутый "Сатори" звучат на любителя. Куполы на ВЧ мне нравятся больше. Может это сугубо вкусовщина, может просто впечатление от новизны, но всё оставлю так и дорабатывать эти конструкции уже наверное не имеет смысла.

Как видно из схемы, фильтр  получился даже проще, чем в прежним высокочастотным динамиком. Замеров АЧХк сожалению не сохранилось после переезда, но по памяти могу лишь сказать что с новым кроссовером АЧХ чуть "присела" на нижней середине, что в целом благоприятно сказалось на звучании, т.к. в первоначальном варианте припоминаю упорную борьбу с природным горбом мидбасового динамика, упорно пытающимся вылезти на АЧХ в районе 700Гц-1кГц. Вообще, эти колоночки с их бархатной, мягкой и довольно музыкальной подачей похоже прижились у меня надолго. 🙂 

 

  • Like 1
  • Sad 1
Link to comment
Share on other sites

22.02.2022 в 20:47, U.L.F. сказал:

Сводил на свой вкус по "Спектралабу".  Кроссоверы вышли к сожалению чуть сложней, чем изначально хотелось

Красиво, но с измерениями здесь очень сильно напутано.  Измерения откровенно кривые. Шаг сетки 10 дБ, да еще и сглаживание 1/3-1/4 октавы.  При этом завал на 20 кГц составляет 15 дБ относительно 10 кГц. Стоило так мучиться?

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Микрофон lm410. От 50гц вниз и от 12000гц вверх у него идёт спад. Мало того, ещё и существенный зигзаг на ачх в области 10кгц, который не исправляется полностью даже файлом коррекции который присылал мне Арзуманов. Края диапазона в данном случае мне, как любителю, даже и не интересны, что может динамик, то и выдаёт. Замер ачх в данном случае мне интересен лишь на стыках полос. 

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Про дин, ГОСТ и "хай фай" параметры я не говорю ничего, от от слова совсем. Вопрос в другом, стоило ли городить 2 полоску с такой АЧХ, если современные "настоящие китайские" шп 5"-6" имеют гораздо лучшие объективные параметры, да и звучат в подавляющем большинстве лучше, чем большинство самодельных 2-3 полосок.  Зайдите на олебабу (С) или олехпресс (С), надеюсь правильно использовал лексикон. Выбор на любой вкус и кошелек от 2000-35000 за пару, да еще каждая модель имеет несколько вариантов, различающихся ТС параметрами. 

 

Микрофон: за 20 лет колонкостроения не было желания купить человеческий мик, хотя бы есм800 за 3000 кровных и б/у карточку к нему за 1000-1500?  Измерительные комплекты Карена Альбертовича весьма неплохи и, в основном, имеют достаточно ровную АЧХ. Вам просто не повезло? Бывает.

Наверное стоит посмотреть в сторону более дорогих изделий, пусть и китайских.

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, Ден123 сказал:

Микрофон: за 20 лет колонкостроения не было желания купить человеческий мик, хотя бы есм800 за 3000 кровных и б/у карточку к нему за 1000-1500?  Измерительные комплекты Карена Альбертовича весьма неплохи и, в основном, имеют достаточно ровную АЧХ. Вам просто не повезло? Бывает.

Наверное стоит посмотреть в сторону более дорогих изделий, пусть и китайских.

Я разве тут у Вас совета спрашивал? Поделился своими поделками. В следующий раз наверное уже не буду делиться в связи с затролливанием темы со стороны модератора. Не нравится тема, можете удалить. Вы кстати можете здесь своими поделками поделиться. Впрочем уже поделились. Это просто шедевры, нет слов. 😊 Меня измериловка К. А. Арзуманова вполне устраивает для сведения АС на моем любительское уровне. Платить за микрофон больше, при создании новых конструкций раз в пару лет просто не вижу смысла. 

Edited by U.L.F.
  • Like 1
  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

14 минут назад, U.L.F. сказал:

Я разве тут у Вас совета спрашивал? Поделился своими поделками. В следующий раз наверное уже не буду делиться в связи с затролливанием темы со стороны модератора. Не нравится тема, можете удалить. Вы кстати можете здесь своими поделками поделиться. Впрочем уже поделились. Это просто шедевры, нет слов. 😊 Меня измериловка К. А. Арзуманова вполне устраивает для сведения АС на моем любительское уровне. Платить за микрофон больше, при создании новых конструкций раз в пару лет просто не вижу смысла. 

Я задал вам вопросы по существу и получил ответ: во всем виноваты микрофон и динамик. Кто бы спорил, они всегда виноваты. Если мик кривой, то отправьте его на калибровку.  Тем более, что микрофоны нужно проверять хотя бы 1 раз в 3 года,  об этом Арзуманов писал в ветке об измерительных комплектах. 

Я ещё пока ничем не делился, у вас слишком бурная фантазия. 

Если таки все устраивает в измерилрвке, так хотя бы нас оповещайте об условиях измерений и "кривости" вашей измериловки.

Link to comment
Share on other sites

Улф, у вас проблемы с восприятием окружающего мира. Не стоит передергивать.  Это не "деление", а вопрос о применении технологий и материалов, в которых вы не разбираетесь. И это следует из вашего сообщения в соответствующей ветке.

Link to comment
Share on other sites

19 минут назад, Ден123 сказал:

Улф, у вас проблемы с восприятием окружающего мира. Не стоит передергивать.  Это не "деление", а вопрос о применении технологий и материалов, в которых вы не разбираетесь. И это  следует из вашего сообщения в соответствующей ветке.

Конечно не разбираюсь. Буду учиться у Вас. С нетерпением жду от Вас новых публикаций и инструкций. 

  • Haha 1
Link to comment
Share on other sites

Я на роль Сенсея не гожусь, вы же понимаете. Лучше прочитай профильную книжку, обязательно с картинками.

Лучше, вместо злорадства, продолжайте радовать нас своми изделиями.

Link to comment
Share on other sites

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

 Share

  • Recently Browsing   0 members

    • No registered users viewing this page.
×
×
  • Create New...